Дорога и дорожное покрытие зимой

дорога зимойК зиме некоторые владельцы транспортных средств готовятся основательно — меняют резину, масло и даже дворники. Но что должны сделать абсолютно все водители, так это перейти на зимнюю манеру вождения. Основной принцип плавные движения рулем, нельзя резко трогаться и тормозить. Инструкторы с опытом заявляют, что, чтобы перестроиться на зимнюю манеру, профессиональному водителю нужна неделя, новичку  — месяц.  Много аварий в начале зимы связано именно с привычкой рулить по-летнему.

Давайте разберем подробно. Зимой дорога бывает разная:

1. Абсолютно сухой асфальт. Такая дорога бывает и зимой, когда после снегопадов улицы почистили,  в солнечную погоду днем с 10 до 17 часов асфальт еще пригрело солнышко, поэтому он  сухой и чистый. Такое покрытие безопасно для вождения. Скоростной режим —  до 60 км в час.

2. Асфальт с тонкой пленкой льда. Такое случается в основном по утрам и вечерам, в начале зимы, когда асфальт еще не успел высохнуть от мокрых осадков, и посреди зимы, когда воздух очень влажный, он оседает на дорожном покрытии, а ночью схватывается тонкой незаметной для глаза пленкой. Т.е. вы видите асфальт , а на самом деле там каток. Самое коварное, что не весь асфальт покрыт этой пленкой, частями он чистый, частями опасный. Обычно это бывает по утрам до 10 и ночью. Днем пленка тает  и исчезает бесследно под действием солнца.

Двигаться в таких условиях нужно медленно  со скоростью 20-40 км в час особенно на поворотах и спусках. Причем, чем тяжелее у вас машина, тем меньше должна быть скорость. Т.е. если кроме вас в машине, еще несколько человек, скорость должна быть предельно низкой, а дистанция больше, и  тормозить нужно заранее и ступенчато, т.е. не за один раз, а притормозили, немного отпустили педаль, потом снова притормозили, так раза четыре до полной остановки. Замечено, что часто такая пленка появляется на искусственных дорожных сооружениях – развязках, а они как раз и представляют из себя поворот со спуском.

3. Мокрый снег. На дороге он напоминает скользкую кашу, по которой нужно двигаться также с предельной осторожностью и медленно.

4. После выпадения снега или мокрого снега. Со временем образуется накат от проходящих авто, примерно как на снежной горке, когда по ней прокатились много-много раз. Если это мокрый снег, то он может еще и подмерзнуть, тогда дорога превращается в каток. Скорость должна быть минимальной —  20-40 км в час, с особой  осторожностью на спусках и поворотах. На спуске в самом начале можно переключить на первую скорость (если у вас механическая коробка передач), т.е. притормаживать двигателем. Если у вас автомат, то нужно остановиться и переключить рычаг скорости на пониженную «L 1». На пониженной скорости и на первой передаче на механике двигатель медленно крутит колеса, тем самым немного притормаживая. Резкое торможение двигателем тоже может привести к заносу. Поэтому включать пониженную передачу необходимо в самом начале спуска. При скользком спуске держитесь ближе к обочине, ограждению или бордюру. Если почувствуетесь, что машина начала бесконтрольно скользить вниз, плавно поворачивайте руль к ограждению, и старайтесь остановить машину  трением об ограждение или бордюр, при этом педали тормоза или газа (при торможении двигателем) нажимаются плавно и НЕ до упора.  Тормозить об ограждение – это конечно крайний вариант, но в этом случае вы избегаете столкновения с другими авто и пострадает только ваш автомобиль.

5. Колея. Когда из-за замерзшего между полосами и колесами снега образуется скользкая колея, в которой машину при большой скорости и плохой резине может разболтать и унести в занос.

Перед поворотом на перекрестке зимой нужно притормозить практически до полной остановки, затем плавно нажимая на педаль газа начать двигаться и поворачивать.

В таком накатанном состоянии дорога очень опасна и спасает только посыпка песком или солью (при температуре до  — 10 градусов).

Вообще автомобиль движется по дороге за счет сцепления колеса с дорожным покрытием. Если дорога скользкая, то сцепление ненадежное, а в определенный момент теряется вообще, машина катится как коньки по льду по  инерции мало реагируя даже на повороты руля. Как долго и куда  она будет катиться зависит от первоначальной скорости и тяжести авто. Если вы тормозите двигателем на спуске, то колеса проворачиваются медленно и при каждом обороте ищут сцепления с землей как бы прощупывая ее.

Если вы резко тормозите педалью тормоза, колеса не могут зацепиться за скользкое покрытие и просто идут юзом.

Если резко трогаться с места на скользкой дороге, то  машину может занести в сторону.

Если занос уже произошел, то в случае если у вас заднеприводный автомобиль ( задние ведущие колеса) нужно плавно отпустить все педали и и также плавно поворачивать руль в сторону заноса, как только движение станет контролируемым можно притормаживать. Если у вас переднеприводный автомобиль (передние ведущие колеса) нужно повернуть руль в сторону заноса и плавно слегка нажать на газ, затем также притормозить. У заднеприводного нажатие на газ при заносе может  спровоцировать еще больший занос, у переднеприводного наоборот передние колеса будут плавно грести в ту сторону, в которую вы повернули руль и тем самым выводить вас из заноса.

дорога зимойПрактики говорят, что научить водителя справляться с заносом невозможно, пока он сам не побывает в такой ситуации. Поэтому все недостатки зимней дороги вы можете использовать в свою пользу. Когда выпадет снег, попробуйте потренироваться на открытой площадке. Пустите свою машину в занос резким торможение или поворотом, почувствуйте как ведет себя машина, покрутите рулем во время заноса, попробуйте тормозить или газовать во время заноса. Не бойтесь похулиганить! Главное не переусердствовать! Сделайте это несколько раз, чтобы ощущение проникло в мышечную память, тогда на дороге вы будете реагировать правильно.

А вообще на скользкой дороге бывают такие непредсказуемые ситуации, в которых ничего не сможет сделать даже профессионал. И до этой критической точки лучше не доводить, а для этого нужно двигаться плавно, выбирать минимальную скорость и максимальную  дистанцию, торможение нужно производить заранее плавным нажатием на педаль ступенчато — все это залог безаварийного вождения зимой.

Еще интересные темы:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>